О Рок Группах - Живая музыка в Докер Паб - Рок концерты - Музыкальные группы
» Аквариум
  • Аквариум

    Группа «Аквариум» во главе со своим харизматическим лидером — автором песен, поэтом и певцом Борисом Гребенщиковым — занимает в истории отечественного рока особое место. Ее творчество в начале 80-х годов послужило катализатором грядущих перемен, оказав  громадное воздействие на сознание по меньшей мере двух поколений слушателей; оно помогло обогатить довольно скудный язык тогдашнего рок-движения достижениями мировой культуры и породило новый художественный феномен. «АКВАРИУМ» создали в июле 1972 Борис Гребенщиков (p. 27 ноября 1952, Ленинград), в ту пору студент математического факультета Ленинградского университета, и его школьный приятель, начинающий драматург Анатолий «Джордж» Гуницкий. Группа получила свое название благодаря пивбару-стекляшке в Купчино, мимо которого проходили отцы-основатели в момент выбора имени. На первых порах «АКВАРИУМ» существовал не столько как реальная группа, сколько как идея, отражая смешанный интерес его соучредителей к музыке, восточной философии и театру абсурда.

    Поначалу, будучи скорее компанией друзей и единомышленников, нежели регулярной группой, «АКВАРИУМ» долго не мог обрести устойчивую форму и состав, разрываясь между рок-н-роллом и самодеятельным театром Ленинградского университета (впоследствии театр-студия Эрика Горошевского), репертуар которого опирался на пьесы Гуницкого. Ни Гребенщиков, ни Гуницкий в детстве музыке не обучались, хотя в старших классах школы Гребенщиков начал самостоятельно учиться играть на гитаре и даже играл в школьной группе. Гуницкий был привлечен как давний соратник по литературным экспериментам, получив при этом должность ударника (ударная установка отсутствовала). Этот состав осенью 1972 года приступил к первым репетициям на точке группы "2001" на Васильевском острове. Зимой 1973 года группа переезжает репетировать в Дом пионеров Зеленогорска. Примерно тогда же на вакантное место басиста приходит Эдмунд Шклярский (впоследствии лидер группы "Пикник"). В это время в домашних условиях на бытовом магнитофоне был записан первый альбом "Аквариума" - "Искушение Святого Аквариума". В записи принимали участие только Гребенщиков и Гуницкий.

    Первое публичное выступление Гребенщикова состоялось весной 1973 во время ночного рок-фестиваля в одном из пригородов Ленинграда, где он спел две песни  Кэта Стивенса. Сам же «АКВАРИУМ» (после длительных репетиций и редких появлений в университете) в составе: Гребенщиков (гитара и вокал), Андрей «Дюша» Романов (флейта, гитара, вокал), Михаил «Фан» Васильев и Гуницкий (барабаны), дебютировал в ноябре 1974, разогревая зал для «БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА» («БЖК»), и привлек внимание публики весьма экстравагантным внешним видом и странным содержанием песен, а не умением играть, однако с тех пор утвердился в числе самых активных участников питерской рок-сцены. На место окончательно выбравшего театр Гуницкого после серии случайных замен занял Михаил «Майкл» Кордюков (экс-«КОЧЕВНИКИ», «ИДЕЯ ФИКС», «БЖК», «ГОЛЬФСТРИМ» и т. д.); из акустико-фольклорных «АКВАРЕЛЕЙ» пришли скрипач Николай Марков и виолончелист Всеволод Гаккель. Первый, правда, вскоре ушел в армию, а второй надолго остался неотъемлемым элементом музыкальной формулы «АКВАРИУМА».

    Однако основные усилия группы были сосредоточены на звукозаписи. В 1974 году в "Аквариуме" появляется Андрей "Дюша" Романов, первоначально привлеченный как пианист, но вскоре востребованный и как бэк-вокалист, а впоследствии и как флейтист. При его участии записывается полуакустический альбом "Притчи Графа Диффузора".

    В середине 70-х годов группа регулярно выступала; в домашних условиях записала несколько любопытных, хотя и несовершенных по качеству магнитоальбомов, а в 1976, вместе с известным коллекционером и исследователем творчества BEATLES Николаем Васиным заложила основу одной из важнейших традиций питерского рока — праздников и концертов, приуроченных к дням рождения участников легендарной четверки.

    Суть "Аквариума" 70-х видна яснее, если помнить, что прежде всего это была большая дружеская компания, так сказать "Аквариум" растворенный", проводившая время в культурно-эстетических развлечениях. Музыкальная группа была лишь частью этого сообщества, иногда выходившей на первый план, но в основном поддававшаяся общим увлечениям разными вещами. В начале 1975 года в "Аквариуме" появляется Всеволод Гаккель на виолончели. Оставив по ту сторону рампы Джорджа и Дюшу дуэт Гребенщиков-Гаккель записывает альбом "С той стороны зеркального стекла". С появлением Гаккеля его апартаменты на несколько лет становятся штаб-квартирой группы. На одном из концертов по поводу Дня Рождения одного из музыкантов группы "Битлз" происходит знакомство с Михаилом "Майком" Науменко, игравшим тогда на гитаре в "Союзе любителей музыки рок". Весной 1976 года, узнав о проводимом в Таллинне рок-фестивале, "Аквариум" отправляется в путь, не позаботившись об официальном приглашении, что впрочем не помешало им все-таки выступить. В Таллинне "Аквариум" знакомится с "Машиной времени". На фестивале группа получила приз «за самую разнообразную программу», а чуть позже впервые посетила Москву.

    В марте 1976 года "Машина" вывозит "Аквариум" в Москву, где они дают совместный концерт, законспирированный под чей-то день рождения. К концу того же 1976 года из оркестра студии Горошевского в "Аквариум" попадает Александр "Фагот" Александров, играющий на, соответственно, фаготе. В 1977 году Дюша и Фагот отправляются в армию, в связи с чем "Аквариум" опять переходит в эфемерную стадию существования. В отсутствии части группы "Аквариум" в основном активно участвует в разнообразных вечерах рок-н-ролла вместе с Майком Науменко и возобновляет репетиции на факультете прикладной математики Университета.

    Кордюкова сменили последовательно Владимир Болучевский и Сергей Плотников (из группы «КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ»), некоторое время с «АКВАРИУМОМ» пела известная позднее Ольга Першина. Ушел в армию «Фан», и бас-гитару взял в руки Гаккель. В феврале 1977 в группе появился студент консерватории Александр «Фагот» Александров (фагот), но полгода спустя он — вместе с Романовым — тоже ушел в армию, откуда незадолго до этого вернулся Васильев.

    Сокращенным составом: Гребенщиков, Васильев, Гаккель, к которым периодически присоединялись Кордюков и Михаил «Майк» Науменко (гитара, вокал), «АКВАРИУМ» выступал на концертах с акустическим репертуаром, летом 1978 провел мини-фестиваль акустического рока (следствием чего стал совместный альбом БГ и Майка), а в марте 1979 стал гостем Тартусского рок-фестиваля. В этот период творчество «АКВАРИУМА» испытало мощное воздействие новой волны — прежде всего реггей и панк-рока. Свой новый стиль группа продемонстрировала на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980), где произвела эффект разорвавшейся бомбы сырым, жестким, насыщенным диссонансами звуком, откровенно эпатирующими текстами и неприкрытой сценической агрессией. Концерт «АКВАРИУМА» был отснят финским телевидением, их на «ура» приняли радикально настроенные музыканты и журналисты, хотя большая часть публики и жюри осталась, скорее, в недоумении — время подобной музыки еще не пришло.

    Весной 1980 группу покинул барабанщик Евгений Губерман («ЗАРОК», позднее «ЗООПАРК», «АЛЛЕГРО» и т. д.), но появился блюзмен Дмитрий «Рыжий Черт» Гусев (гармоника). «АКВАРИУМ» снова вернулся к полуакустическому звучанию. В конце 1980 началось интенсивное и оказавшееся определяющим для всей дальнейшей судьбы группы сотрудничество «АКВАРИУМА» с музыкантом и звукорежиссером Андреем Тропилло, который в ту пору пытался привить самодеятельному року вкус к альбомному мышлению. «АКВАРИУМ» оказался для него благодатным материалом. Открытие Ленинградского рок-клуба (7 марта 1981), членом которого «АКВАРИУМ» стал с первых дней, почти совпало с выходом их первой студийной работы с Тропилло, « Синего Альбома». Несмотря на ограниченные возможности, которые рок-клуб мог предоставить своим членам, для «АКВАРИУМА» это был шанс воплотить на сцене многое из задуманного, но нереального раньше. Состав группы продолжал меняться: исчезли Гусев (позже с «ОПАСНЫМИ СОСЕДЯМИ» и всевозможными блюзовыми проектами) и Александров (позже в «ЗВУКАХ МУ»); весной 1981 из «ПИКНИКА» пришел барабанщик Александр Кондрашкин; в процессе работы над очередным студийным проектом в качестве пианиста и аранжировщика был привлечен Сергей Курехин, известный как на рок-сцене, так и в мире джаза.
    Он, а также гитаристы Владимир Козлов, Владимир Леви («ТАМБУРИН»), певица Ольга Першина участвовали в записи едва ли не лучшего в биографии «АКВАРИУМА» альбома « Треугольник» (1981). Новые идеи, количество которых значительно возросло с присоединением к основному составу группы Курехина, требовали нового воплощения, поэтому в «АКВАРИУМЕ» один за другим появились Александр Ляпин (гитара; экс-«НУ ПОГОДИ»), Петр Трощенков (барабаны; экс-«ПИКНИК»), Игорь Бутман (саксофон).
    Каждый новый альбом группы (« Табу» в 1982, « Радио Африка» в 1983) раздвигал ее музыкальные горизонты и становился предметом скрупулезного изучения в рок-музыкальных кругах всей страны.

    Следуя провозглашенному в начале своей музыкальной карьеры принципу: «важна не форма, а содержание», БГ и компания решительно экспериментировали как со стилем (поэтому на разных этапах группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения психоделией, фолк-барокко, хард-, арт- и джаз-роком, панком, реггей, «новой волной» и т. д.), так и с составом (вследствие чего «АКВАРИУМ» мог выглядеть на сцене как струнный квартет, джазовое комбо, традиционная рок-группа, рок-биг-бэнд с мощной секцией духовых, а порой обращался в дуэт, к примеру, акустической гитары и безладового баса или виолончели, не теряя при этом своего характерного звучания). Под влиянием идей Курехина в середине 80-х годов «АКВАРИУМ» некоторое время увлекался музыкой свободных форм, сотрудничал с В. Чекасиным и В. Пономаревой. Гребенщиков принимал участие в сольных проектах и записях Курехина.

    В 1983—84 «АКВАРИУМ» становится лауреатом 1-го и 2-го фестивалей рок-клуба, в октябре 1983 его состав усилил басист Александр Титов, а в августе 1984 скрипач Александр Куссуль (трагически погиб в августе 1986, переплывая Волгу). Тем не менее внутри группы создавалось напряжение, усугубленное противоречием между ее реальной популярностью и официальным статусом. Дело кончилось тем, что осенью 1984 «АКВАРИУМ» фактически распался. Курехин выступал со своим экспериментальным оркестром «ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА», Ляпин — с собственным блюз-бэндом «ТЕЛЕ У», Васильев присоединился к «ЗООПАРКУ». Поэтому на 3-м фестивале рок-клуба (1985) собранный в составе: Гребенщиков, Курехин, Титов, Трощенков, Кондрашкин и Чекасин (под прозрачным псевдонимом Владимир Пономарев), «АКВАРИУМ» несмотря на всю свою звездность, прозвучал сухо и холодно, оставив зал равнодушным. Попытка еще раз изменить формулу звучания, пригласив одаренного новоджазового гитариста Андрея Отряскина («ДЖУНГЛИ»), была сама по себе любопытна, но оказалась столь же непродуктивной.

    В сентябре 1985 «АКВАРИУМ», к вящему удовольствию армии его почитателей, был реформирован в своем классическом (вернее, одном из классических) составе, который с триумфом выступил на 4-м фестивале рок-клуба и был — в знак заслуг перед питерским рок-н-роллом — отмечен его «Гран-при».

    Летом 1986 в США вышел подготовленный Джоанной Стингрей двойной альбом Red Wave, одна из сторон которого была предоставлена «АКВАРИУМУ». Западная пресса отнеслась к альбому весьма благожелательно в отличие от отечественной, однако времена менялись — началась эпоха гласности и перестройки. И осенью того же года группа начинает выступать с сольными концертами во Дворце спорта «Юбилейный» (что стало знаком легализации как самого «АКВАРИУМА», так и всего отечественного рока), а также участвует в совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва).

    По инициативе Тропилло фирма «Мелодия» выпустила два альбома группы; ряд ее песен прозвучал в нашумевшей перестроечной картине Сергея Соловьева «АССА» (что заложило фундамент длительного сотрудничества режиссера с Гребенщиковым и Курехиным); началась «аквариумания» — шумиха в прессе вокруг группы и ее лидера, инспирированная восторженной статьей в «Огоньке» Андрея Вознесенского «Белые ночи Бориса Гребенщикова». В струнную группу «АКВАРИУМА» были введены Иван Воропаев (альт) и Андрей «Рюша» Решетин (скрипка). Группа интенсивно гастролировала, повсюду встречая толпы восторженных поклонников. В апреле 1988 Гребенщиков заключил контракт с американской компанией CBS/Columbia. В июне «АКВАРИУМ» посетил Канаду, где выступил на организованном обществом «Врачи за безъядерный мир» концерте в монреальском зале Forum. Вторую половину 1988 и большую часть 1989 Гребенщиков провел за границей, занимаясь записью своего альбома и реализацией других музыкальных проектов.

    Предоставленные самим себе,  участники его группы занялись реализацией личных планов: Ляпин организовал свои «ОПЫТЫ», с которыми гастролировал по всей стране; Романов, Васильев, Решетин плюс Кордюков и аккордеонист Сергей Щураков объединились под именем «ТРИЛИСТНИК», Воропаев выступал с коломенской группой «АДО».
    Песни «АКВАРИУМА» звучали в фильмах «Иванов» (режиссеры А. Нехорошев, А. Ильховский, 1982), «Милый, дорогой, любимый, единственный» (режиссер Д. Асанова, 1984), «АССА» (1987), «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) и «Дом под звездным небом» (1992) С. Соловьева; участники группы были одними из героев документального фильма «Рок» (режиссер А. Учитель, 1987) и главными — в ленте «Long Way Home» (режиссер М. Эптид, 1989, США).

    В 1990-е гг. группа записала несколько новых альбомов, еще раз переиздала сборники своих лучших песен. Музыканты активно гастролировали и принимали участие в ряде интересных совместных проектов.

    Официальный сайт группы "Аквариум" - www.aquarium.ru


Последние новости
  • 5 января - Трибьют "Чиж&Сo" от "Boogie ParovozZ" в Докер пабе
    5 января лучшие и любимые песни группы "ЧИЖ и Ко" в Докер пабе. На сцене - любимая многими группа "Boogie Parovozz" вместе с Денисом Давыдовым. Команда признана лучшим трибьют-проектом на "Чиж и Ко".
  • 31 грудня - Новорічна ніч у Докер пабі разом з гуртом «Ot Vinta» та Орестом Лютим
    Друзі, оголошуємо найдрайвовішу та найхітовішу новорічну ніч разом з гуртом OT VINTA у Докер пабі.
  • 28 грудня - ХРІН у Докер пабі
    «ХРІН» - це вогонь! Дійства, які відбуваються на сцені під час їхнього концерту не можна назвати суто музичними. Це «гримуча суміш» музики, театру, танців і стьобно-іронічних текстів.
  • 22 грудня - Mad Heads: Show must go on
    Show must go on! 22 грудня гурт Mad Heads з концертом у Докер пабі.
  • 15 грудня - Триб'ют-шоу від супер-гурту “ROK YOU!” у Докер пабі
    Мега-рок-шоу "Monsters of Rock" складається з головних хітів за всю історію року. Тут і рок-гімни Long Live Rock'n'roll, Rock'n'roll Children, We Will Rock You, I Love Rock’n’roll, та кращі хіти AC/DC, Nazareth, Queen, Ozzy Osbourne, Alice Cooper...
  • 14 грудня - Гражданин Топинамбур у Докер пабі
    Гражданин Топинамбур - команда значною мірою унікальна. Незважаючи на схвальні порівняння з грандами музичної сцени, вони примудряються зберігати елемент андеграундна, граючи популярну у всіх сенсах цього слова музику.
  • 13 грудня - андріївські вечорниці з гуртом Veremiy
    13 грудня в Докері пролунають Андріївські вечорниці з гуртом Веремій! Гурт “ВЕРЕМІЙ” зіграє спеціальний святковий сет, запалить гітарними рифами та розтопить ваші серця мелодіями скрипки та флейти.
  • 29 жовтня - Kozak System
    Гурт KOZAK SYSTEM після вибухового концертного літа, за традицією запрошує близьких та ще незнайомих друзів на осінній концерт у Docker Pub, який пройде під гаслом «ВСІ СВОЇ» .
facebookвконтактеYouTubeTwitterLast.fm